К чему приведут «коммунистические» методы Трампа по контролю за американским хайтеком. Примерно неделю назад в американских СМИ вышла статья, в которой говорилось о передаче 10% акций компании Intel американскому правительству. Новость вызвала лавину горячих обсуждений в бизнес-среде и среди политиков.
Интересно то, как стороны подавали сделку.
Трамп, со свойственным ему пафосом и апломбом, заявил, будто США ни цента не заплатила за сделку, в то время как стоимость пакета акций на данный момент составила $11 млрд.
Intel преподносит сделку так, будто бы правительство инвестирует $8.9 млрд в обыкновенные акции компании, «что свидетельствует о доверии администрации».
В действительности же стороны подают желаемое за действительное, хотя Intel уже получила $3.2 млрд по Secure Enclave Program и находится в ожидании получения гранта ещё на $5.7 млдр по CHIPS and Science Act, подписанным в 2022 году дедушкой Байденом.
Однако 10% акций Intel, перешедшие правительству, являются компенсацией государству за ранее полученные субсидии, чтобы Intel, переживающий не лучшие времена, оставался на плаву.
В общем, никто лидеру американского электронпрома денег не дарил и, более того, администрация Трампа требует за субсидии от компании ряд шагов, чтобы улучшить положение с электронными технологиями в США.
Intel обязуется в ближайше 5 лет вложить не менее $100 млрд в строительство полупроводниковых фабрик на территории США — в Огайо, Нью-Мексико, Орегоне и других местах. На минуточку, цена вопроса строительства только одной фабрики — более $20 млрд. Помимо этого, Intel обязали обучать и повышать квалификацию местного персонала, выплачивать большие зарплаты работникам и разрешить работу профсоюзных организаций.
Intel также обязуется в ближайшие годы перенести производство из других стран (и в первую очередь, из Китая) в США. Или, по крайней мере, понизить технологический уровень зарубежных фабрик, чтобы компетенции не утекали к геополитическому конкуренту.
Государство, в свою очередь, берет на себя гарантии по обеспечению конкурентоспособности компании, а 10% акций дают право не только быть миноритарным акционером, но и усадить чиновника в кресло совета директоров и быть «смотрящим» за тем, чтобы топ-менеджеры Intel не выписывали друг дружке слишком жирные зарплаты и премии в ущерб производству.
Все дело в том, что уже сейчас КНР, Япония, ЕС, Южная Корея начали масштабное субсидирование своих электронных производств, открыв натуральную «холодную полупроводниковую войну». И если США сейчас не поддержат Intel, то уже навсегда отстанут от конкурентов, поставив себя в зависимость от иностранных поставщиков.
Для справки. В настоящий момент только две компании в мире умеют выпекать полупроводники по самой передовой 2 нм технологии — TSMC и Samsung.
А если учесть, что события вокруг TSMC принимают крайне неприятный для Тайваня и США оборот, а Пхеньян недавно отказался считать режим в Сеуле отбившимся от рук родственником, назвав его марионеткой Америки, капиталист Трамп готов поставить под госконтроль национальную полупроводниковую отрасль.
Лиха беда начало. Не успели американские деляги от электронной рассыпухи как следует переварить новость с Intel, как в американских СМИ выступил министр торговли США Говард Лютник, предложивший «отжать» по 10% акций в пользу государства у главных военных подрядчиков Пентагона, вроде Lockheed Martin, General Dynamics, Palantir, Northrop Grumman и ряда других частников.
Легко увидеть, что все компании из списка являются либо монополистами, либо олигополистами (т. е. имеют единичных конкурентов) в своей отрасли.
Предложение Лютника основано на Статье III Закона об оборонном производе (Defense Production Act, DPA), которая позволяет правительству предоставлять кредиты и прямо инвестировать в критически важные отрасли в обмен на долю в капитале или другое участие.
Цель всё та же, что и в случае с Intel: усиление контроля и эффективности за военными подрядчиками, снижение аппетитов топ-менеджеров, а также читать дальше...