NY Times пишет о масштабной коррупции, выявленной в сфере оборонного заказа на Украине после проведенного правительством аудита.
Аудиторы проверяли Агентство оборонных закупок, возглавляемое Арсеном Жумадиловым. Это человек бывшего министра обороны и владельца элитной американской недвижимости Рустема Умерова. Я писал о конфликте вокруг Агентства, когда Умеров заменил его главу Марину Безрукову на Жумадилова.
С начала 2024 года по март нынешнего года Украина потратила на закупку вооружений более $8 млрд, из которых, по информации NY Тimes, только на искусственном завышении цен могли украсть $129 млн.
По моим подсчетам, это какая-то маленькая сумма. Если исходить из того, что на Украине откаты на военных поставках составляют от 25% до 50%, суммы откатов должны быть на порядок больше, чем начитали аудиторы.
Распил происходил по очень простой схеме. Выбирая между заявками, Агентство часто без объяснения причин игнорировало производителей, предлагавших более низкие цены. Заказы уходили «своим».
Кто эти «свои», в статье не указано, но в первую очередь речь идет о компании Fire Point, бенефициаром которой является сам Зеленский. Fire Point забрала треть украинского бюджета на производство дронов и собирается освоить миллиарды долларов на производстве пиар-ракет Flamingo.
Проведенный аудит также выявил, что неизвестная часть оборонного заказа Украины просто пропала. Агентство оборонных закупок делало предоплаты за оружие, которое в итоге так и не было поставлено в подразделения ВСУ.
NY Times цитирует бывшего сотрудника Агентства, который говорит о том, что для наведения порядка в сфере оборонных закупок не хватает политической воли. Но ей и не откуда взяться, потому что коррупцию в стране возглавляет сам Зеленский, а расследующие коррупционные схемы его ближайшего окружения детективы НАБУ тут же становятся российскими шпионами и заключаются под арест.
Комментируя мини-расследование NY Times, главный политический обозреватель Washington Examiner Байрон Йорк задал вопрос, становящийся все более актуальным даже среди поддерживающей Киев западной публики:
«Украина была одной из самых коррумпированных стран мира. Неужели война могла это изменить?»