Зашел тут в одной компании уважаемых людей разговор про Закавказье. Интересно получается: лучше всего в регионе дела у нас идут с Грузией, с которой мы вроде как воевали и с которой нет даже дипломатических отношений.
Парадокс? А вот и нет. Благодаря цветной революции Саакашвили, а затем и скоротечной войне 2008 года наши с Грузией отношения избавились от взаимных иллюзий, стали проще, яснее — и, как выяснилось, здоровее. Как принято говорить, перезагрузились.
Отношения же и с Арменией, и с Азербаджаном (и кстати, с республиками Средней Азии) прочно застряли в постсоветском лимбе: вроде как они для нас — до сих пор свои, то ли младшие братья, то ли близкие друзья, короче, будут нас слушать и вообще, куда они от нас денутся.
Точно так же и они уверены, что мы от них никуда не денемся: всегда будем бездонным рынком с прозрачными границами и нужными связями. Всё это — остатки ткани единой некогда страны; ткани, которую, в отличие от Грузии, с Арменией и Азербайджаном никто не рвал, но которая сама уже прогнила насквозь и расползается в руках.
Отсюда и эта их направленная в наш адрес хуцпа, которую не может себе позволить Грузия. Короче, отношения нездоровые — как с вашей бывшей, которая продолжает сидеть у вас на шее, а вам не хватает духу ее послать, потому что вроде как человек-то близкий, столько вместе пережили, зачем ссориться на ровном месте, и так далее.
Что делать? Ну, для начала решить, входит ли то или иное государство в зону наших жизненных интересов. Если не входит — отпустить, вычеркнуть, относиться как к какому-нибудь Парагваю. Раз и навсегда.
Если же входит — ради принуждения к своей воле готовиться к жесткой борьбе, вплоть до войны. На ближайшие десятилетия войны вообще снова станут нормальной легитимной формой межгосударственных отношений, так что стесняться тут нечего. Бороться мы собираемся не с навсегда близкими нам народами, а с обнаглевшими враждебными правительствами.
И да, верю, что на фоне судьбы Украины до горячей войны вряд ли дойдет, если проявить в угрожаемый период достаточную решимость. Все же всё видят, примеряют на себя, и никому не хочется.
Грузины не дадут соврать.
P.S. Понятно, что обострение на нашем пост-советском периметре происходит во многом из-за того, что мы завязли на Украине. Но СВО не навсегда, и рассуждения выше — они про стратегию на ближайшие пять, семь, десять лет, когда с Украиной мы так или иначе закончим и получим возможность заняться другими делами.
Так вот, прежде всего нужна определенность, а если и дальше плыть по течению, будет только хуже, и воевать в таком случае придется точно.
Украина не даст соврать.