В спирали истории
Вчера вечером президент поручил правительству представить предложения по введению дополнительных ограничений на использование в России программного обеспечения, в том числе коммуникационных сервисов, разработанных в недружественных государствах. Таким образом всем тем, кто утверждал, что это-де непутёвые депутаты придумали непойми что, был дан чёткий сигнал: решение принято на самом верху, и никаких разночтений быть не может.
Россия уверенно идет к собственному изолированному интернету, в котором не будет места кадрам покрышек, защищающих стратегические бомбардировщики от атак украинских дронов, сводкам с фронта о проблемах связи или сомнениям в верности курса национализации предприятий у “неправильных” предпринимателей с последующей передачей их “правильным”.
Коллеги вчера справедливо отметили, что население РФ уже в ближайшие 20 лет станет прекрасной платформой для подрывной, а именно смысловой интервенции.
Вчера мы смотрели, как обстоят дела с суверенным интернетом у союзников. Сегодня хочется провести аналогию с историей нашей страны.
Правление Владимира Путина напоминает сразу несколько этапов советской истории. Его приход к власти — это что-то вроде сталинского периода: слабый лидер уходит, болен, и передает власть преемнику, когда все ждут совершенно другого человека. Молодой амбициозный лидер железной рукой наводит порядок в стране. Реформируется промышленность, армия, с каждым годом уровень жизни растет. Все недовольные либо покидают страну, либо выведены из активной политики. В этот раз, к счастью, обошлось без мировой войны.
Затем приходит новый лидер — начинается развенчание культа личности, символом этого становится Болотная. Непростое отстранение от власти Медведева — это отсылка к Хрущеву. Новое перерождение Путина — эпоха Брежнева: геополитические амбиции, противостояние коллективному Западу. Историки назовут это "застоем", а народ — самым спокойным и лучшим периодом в новейшей истории.
Наш Афган сейчас не на восточной, а на западной границе. Цены на нефть только начинают снижение и пока еще поддерживают бюджет, способный выполнять соцобязательства.
Что дальше? Смерть “вечного лидера”, “гонка на лафетах”, Горбачёв, Перестройка, развал. Пройдем ли мы этот путь снова — зависит от одного человека. Выстоит ли он свою вахту спокойно, закрутив гайки до предела и породив нового “реформатора-Горбачёва”, который сломает всё его наследие? Или всё-таки Путину удастся разорвать спираль истории и сохранить плюрализм мнений — чтобы, как и прежде, двигать страну эволюционно, а не революционно?