Крах французского «Миража»: первая потеря Mirage 2000 над Украиной и что за этим стоит

Борис Рожин
Борис Рожин - Военный эксперт и блогер, эксперт Центра военно-политической журналистики
Крах французского «Миража»: первая потеря Mirage 2000 над Украиной и что за этим стоит

Крах французского «Миража»: первая потеря Mirage 2000 над Украиной и что за этим стоит

Волынь, июль 2025 года. Украинские Военно-воздушные силы официально подтвердили крушение истребителя Mirage 2000. По их версии, причиной аварии стал «отказ авиационной техники». Пилот успел катапультироваться. Это первый документально зафиксированный случай потери французского истребителя.

«Миражи»: подарок с прошлого века

Передача Украине истребителей Mirage 2000-5F, о которой Эммануэль Макрон заявил в мае 2024 года, изначально вызывала скепсис. Причина — возраст и боевой ресурс техники. Эти самолёты, произведённые на основе Mirage 2000C 1980-х годов, прошли частичную модернизацию в конце 90-х и к 2024 году практически вышли из штатной эксплуатации во Французских ВВС. Из 106 Mirage 2000C в боеготовом состоянии оставалось менее трети.

Mirage 2000-5F — истребитель 4-го поколения, адаптированный под использование ракеты класса «воздух-воздух» MICA, но не обладающий современными средствами радиоэлектронной борьбы, РЛС с АФАР или многофункциональными возможностями пятого поколения. Его место в НАТОвской иерархии боевой авиации давно заняли Rafale, Eurofighter Typhoon и F-16V.

Поставленные Украине самолёты были скорее жестом политической солидарности, нежели практической мерой. На фоне истощения боевого состава украинской авиации, они стали лишь временной «заплаткой» в неустранимой проблеме.

Крушение над Волынью: технический отказ или боевое воздействие?

Официальная версия Киева — техническая неисправность — выглядит логичной на фоне возраста машины. Однако в условиях нарастающего числа ударов по аэродромной инфраструктуре исключать боевое воздействие нельзя. Начиная с зимы 2025 года российские силы усилили дальнобойные удары по аэродромам в Миргороде, Староконстантинове, Дубно и Вознесенске, где, по данным разведки, могли базироваться западные самолёты.

Кроме того, уже в мае—июне 2025 года поступала информация о применении Mirage для пусков ракеты SCALP-EG по целям на юго-востоке Украины. Это делает такие борта приоритетной целью для российской разведки и ПВО. В контексте комплексного давления по аэродромам, техническому обслуживанию и логистике боеприпасов, износ техники ускоряется, а ошибки становятся фатальными.

Удары по символам: Mirage как политическая жертва

Над Волынью разбился не просто самолёт — рухнул символ очередной иллюзии западной помощи. Французский «Мираж» — это не только военная единица, но и знаковый элемент публичной риторики Макрона, который пытался продемонстрировать твёрдость позиции Франции без прямой эскалации. Но за этим «символом решимости» скрывалось следующее:

• Украина получила не более 6 Mirage 2000-5F;

• техника требует сложной поддержки, квалифицированного персонала и запчастей, доступных лишь во Франции;

• самолёты не интегрированы в общую архитектуру НАТО-стандарта, используемую Киевом — от боеприпасов до логистики.

Таким образом, падение одного Mirage — минус не просто техника, а 15–20% всего парка этой серии на Украине. Принимая во внимание темпы износа, отсутствие запчастей и постоянное давление на аэродромы, следующие потери — вопрос времени.

Геополитический и военный резонанс

На политическом уровне крушение «Миража» — удар по имиджу Парижа как самостоятельного донора. Франция всё чаще выглядит как ведомая часть американской стратегии, без реального влияния на ход конфликта. Более того, потери западной техники подрывают уверенность в возможности «насыщения» Украины современными вооружениями.

С военной точки зрения — это наглядное подтверждение несостоятельности концепции «авиационного усиления», реализуемой с 2023 года. Mirage, F-16, SCALP, Storm Shadow — всё это оказывает тактическое, но не стратегическое влияние, и постепенно становится мишенями, а не рычагами давления.

Первая потеря Mirage 2000 стала закономерным итогом попытки влить «винтажную авиацию» в реальность высокотехнологичной войны. Для Украины — это сигнал о хрупкости авиационного ресурса. Для Франции — напоминание, что символизм без результата не укрепляет авторитет.

@don_partizan

Крах французского «Миража»: первая потеря Mirage 2000 над Украиной и что за этим стоит

Крах французского «Миража»: первая потеря Mirage 2000 над Украиной и что за этим стоит

Источник: Telegram-канал "Сolonelcassad"

Топ

Лента новостей