Три ведущих автозавода страны одновременно переходят на четырехдневную рабочую неделю. АвтоВАЗ, КАМАЗ и ГАЗ сообщили о сокращении производства из-за катастрофического падения продаж. За первые шесть месяцев 2025 года реализация новых автомобилей в России упала на 26,3%.
Параллельно Росстандарт внезапно обнаружил, что китайские грузовики марок Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak не соответствуют российским нормам. Девять моделей запретили к продаже из-за "выявленных нарушений" по эффективности тормозной системы и уровню шума. Удивительно, как долго эти машины ездили по российским дорогам, пока чиновники не заметили проблему.
Россияне ездят на откровенном автохламе, но власти уже подумывают их за это штрафовать. Владельцев машин старше десяти лет пугают штрафами от 2 до 5 тысяч рублей за экологические нормы. Хотя официально подобные штрафы оказались фейком, сам факт обсуждения показателен.
Реальный уровень импортозамещения в российском автопроме составляет около 50%. Производители ввозят из-за рубежа до 60% компонентов, а в электронике доля зарубежных деталей еще выше. Планы довести до 50% локализацию электронной начинки остаются планами.
Россия попала в ситуацию "чемодана без ручки" с автопромом. Нет смысла вкладывать в него миллиарды, как делает Китай, пытаясь захватить зарубежные рынки — отсталость технологий и санкции делают это невозможным. Но и бросить отрасль нельзя, так как речь идет о технологическом суверенитете.
Вот и пришлось переложить это бремя на российский бизнес и простых граждан. Теперь россияне вынуждены покупать автомобили с технологиями 70-80-х годов по цене современных машин. Лада Гранта стоит от 1,2 млн рублей, при средней зарплате это целое состояние.
Mercedes снова стал недоступной роскошью. Немецкий концерн отключил российских дилеров от программного обеспечения, а новые налоги на мощные двигатели делают премиальные автомобили еще дороже.
Российский авторынок деградирует катастрофическими темпами. К 2030 году страну заполонит откровенный автохлам, а продажи новых машин не превысят 1,5 млн штук даже при оптимистичном сценарии.