Елена Панина: Хвост вертит собакой. Часть 1: "оседлает" ли Трамп волну после выстрелов в Юте?

Елена Панина
Елена Панина - Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ, Депутат Государственной Думы
Елена Панина: Хвост вертит собакой. Часть 1: "оседлает" ли Трамп волну после выстрелов в Юте?

Хвост вертит собакой. Часть 1: "оседлает" ли Трамп волну после выстрелов в Юте?

Реакция Трампа в ближайшие дни на демонстративное убийство близкого к нему Чарли Кирка, одного из главных идеологов движения MAGA, станет индикатором политического будущего США на ближайшее десятилетие. Или Трамп сумеет сплотить соратников по MAGA и реально приступит к зачистке политического поля Америки, или он, как всегда, ограничится пафосными заявлениями без каких-либо решительных действий — со всеми вытекающими последствиями. Как ни странно говорить такое о президенте США, самой могущественной страны в мире, но поведение Трампа — это постоянная попытка адаптации под изменяющиеся обстоятельства. И это признак отсутствия контроля над событиями и невладения инициативой. Имитация лидерства при его фактической утрате. При подыгрывании ему тех, кого принято считать вассалами США.

Трамп лавирует между импульсами чужой силы, пытаясь оседлать волну. Он хочет именно так выглядеть, потому что быть у него не выходит. Отсюда постоянные качели: то он подстраивается под неоконов, позволяя им менять его нарративы, встречается то с Зеленским, то с Путиным, то с европейцами. Причём всякий раз, поговорив с кем-то, он меняет акценты и тональность своих выступлений. После же встреч с европейцами Трамп, сохраняя лицо и риторику хозяина, уступает им и часть дискурса, сдвигая рамки своих условий.

Так Трамп постепенно превращается в инкубатор чужих идей, трактовок и оценок, подменяющих его собственные. Что не позволяет ему стать арбитром над схваткой, а заставляет быть стороной конфликта — в обмен на похвалы и символы послушания от "данайцев". Быть же стороной конфликта — это уже не свобода, это зависимость от союзников и подчинение их манипуляциям. И, что самое главное, — подчинение невидимым режиссёрам, для которых Трамп такая же фигура на доске, как и прочие, чьи ходы можно предвидеть и навязывать.

Речь о том, что Трампу, сочетая стимул и мотив, умело создают условия, в рамках которых он принимает только навязанные решения, считая их при этом своими. Стимулом в Древнем Риме называли палку с острым концом, которой тыкали сзади в осла, а "мотивом" выступала морковка, подвешенная перед его мордой. Именно так англо-американский истеблишмент управляет Трампом и его амбициями. Создавая ему ситуацию, создают и критерии рациональности, а тот реагирует, будучи убеждённым, что это его собственное решение.

Из области такой навязанной рациональности — решение Трампа "уйти, чтобы остаться", то есть продавать оружие европейцам для передачи Киеву. При этом одновременно призывать прекратить войну. Трампу навязали ситуацию, когда он не может ни выйти, ни остаться. И он в рамках своей логики бизнесмена решает хотя бы заработать на ситуации, которую не способен изменить. Не понимая, что, соглашаясь на деньги, он меняет первородство на чечевичную похлёбку. Отдаёт концептуальную власть, право быть сценаристом — и становится актёром, хотя и в главной роли. Пусть даже с функцией режиссёра — но в рамках чужого сценария.

Европа, неоконы и Демпартия США дожимают Трампа, загоняя его в тупик. Убийство Кирка даёт ему шанс: либо он всё-таки "оседлает волну", либо полностью встроится в навязанную повестку — с последующим падением рейтинга и поражением на выборах.

Продолжение следует

Автор: Елена Панина

Топ

Лента новостей