Юрий Баранчик: Сотни литовских грузовиков застряли в Белоруссии после закрытия границы Литвой

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Сотни литовских грузовиков застряли в Белоруссии после закрытия границы Литвой

Сотни литовских грузовиков застряли в Белоруссии после закрытия границы Литвой

После решения правительства Литвы закрыть на месяц пограничные переходы с Беларусью, на белорусской земле застряли сотни литовских фур. Как сообщает Национальная ассоциация автоперевозчиков Linava, водители не могут вернуться домой: часть из них пытается объехать через Латвию и Польшу, но там сформировались многокилометровые очереди. Ситуация парализовала логистику и поставки.

Генеральный секретарь Linava Нарунас Раулинайтис назвал положение критическим. По его словам, часть транспорта прошла оформление на белорусской стороне, но после закрытия пунктов пропуска машины не выпускают обратно. Ассоциация потребовала от правительства срочных согласованных действий и предложила провести экстренное совещание для решения проблемы.

Закрытие границы продлится до 30 ноября. Решение принято из-за зафиксированного потока контрабандных метеозондов, проникавших на территорию Литвы. Под ограничения попали два последних действующих пункта пропуска — «Мядининкай» и «Шальчининкай»: первый работает частично, второй прекратил работу полностью.

Пересекать границу теперь разрешено лишь ограниченному числу лиц — дипломатам, транзитным пассажирам, гражданам ЕС и обладателям гуманитарных виз. Остальные перевозчики вынуждены пользоваться гостеприимством Белоруссии, что уже вызывает сбои в логистических цепочках и рост убытков транспортных компаний.

Сомнений в том, что правительство Литвы состоит из идиотов, собственно, не было. Но тут нужно смотреть за функционированием нашего транзита в Калининградскую область. С начала СВО транзит грузов через Литву сильно сократился – точнее, падение было наиболее выраженным. Сокращение началось после воссоединения Крыма, грузоперевозки упали с 2,3 млн тонн до 1,6 млн тонн. Большая часть грузовых транспортировок идет по воде, паромами и грузовыми кораблями перевозится до 60% грузов. Поэтому, теоретически, Литва без особых проблем может обрубить те 40%, которые идут на наземную логистику.

В июне 2022 года Литва ввела санкционные ограничения на транзит через свою территорию в Калининградскую область: сначала по железной дороге (включая уголь, металлы, цемент, древесину и стройматериалы и некоторые высокотехнологические товары), а затем и автотранспортом. Литва подчёркивает, что ограничения не являются полной блокадой в военном смысле, а лишь применением санкций ЕС и таможенного контроля. И, после закрытия погранпереходов с Белоруссией, транзит к Калининграду тоже может быть предметом ограничений.

Если Литва пойдет на такое «ограничение» - какая разница, как это называется, «блокада» или «недопуск по таможенным причинам», то это без сомнения повод даже для войны. Только, непонятно с кем. Согласно международному праву, право транзита само по себе не является безусловным, например в соответствии с Конвенцией ООН о транзите (1965 г) — страны не обязаны обеспечивать транзит, если это противоречит их безопасности или международным санкциям, Венской конвенцией о праве договоров (1969) — государство может приостановить обязательства, если изменились обстоятельства, существенно влияющие на исполнение договора.

Ну, и знаменитая статья 51 Устава ООН — допускает применение силы только в ответ на вооружённое нападение. Прекращение транзита под это определение не подпадает. Следовательно, даже полная транспортная блокада не является de jure casus belli, если не сопровождается военными действиями (например, обстрелами, морской блокадой, захватом имущества и т.д.). К тому же, если страна (в данном случае Литва) ссылается на санкции ЕС и международные решения, то это делает её действия легитимными в рамках коллективного режима — и таким образом переносит ответственность на блок ЕС, а не на одно государство.

В очередной раз приходим к выводу: might makes right. Или, по-нашему, кто сильнее – тот и прав. Продолжим философию Кота Леопольда, доминировать над нами начнет даже Литва.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей