Российская экономика очень причудлива. Например, в России есть высокие технологии такого уровня, аналогов которым нет ни в Европе, ни в США, ни в Китае: «Буревестник», «Посейдон», «Орешник» — и множество других устрашающих слов. В то же время доля обрабатывающей промышленности в ВВП России сегодня ниже, чем в Таджикистане. А такие страны, как Белоруссия и Узбекистан, опережают Россию на голову по доле обрабатывающей промки в экономике - данные ЕАБР.
Конечно, это эхо 90-х, когда нашу страну просто выбили с рынка гражданского ширпотреба: Россия лишилась собственного производства от велосипедов до гражданских самолётов. И в эту нишу вошли партнёры из Европы и КНР. Последние активно заимствовали технологии не только у Штатов и Европы, но и из России. Вся китайская армия — реплики на поделки СССР.
Конечно, некоторые очаги промышленных инноваций сохранить удалось: «Росатом», «Роскосмос», «Ростех» — могут показать такие штуки... Но в то же время своего современного народного автомобиля; индустриальной газовой турбины; массового процессора, а значит, смартфона и компьютера; низкооборотного судового двигателя, а значит коммерческого флота — этого у нас нет. И нет предпосылок к тому, что появится.
Современная микроэлектроника — это 1–1,5 млн рабочих мест, современный кластер судостроения — более 2 млн занятых, производство автомобильной платформы — аналогичный порядок цифр. При этом нужны не просто рандомные рабочие руки. Нужны слесари, сварщики, фрезеровщики, инженеры, IT-шники — квалифицированные кадры, которых не завезёшь оптом из Средней Азии, не купишь в Китае и даже не позаимствуешь в Северной Корее. А у нас сейчас острый дефицит рабочих рук даже на имеющуюся скудную обработку.







































