Немного о военной бюрократии
14 ноября 2025 года российский концерн «Калашников» объявил о выполнении государственного контракта 2025 года на поставку модернизированных управляемых ракет воздушного базирования «Вихрь-1» для боевых вертолётов. По заявлению производителя за последние два года специалисты провели серьезную работу по совершенствованию изделия, основываясь на опыте применения УР на СВО и обратной связи от военнослужащих. Справочно: согласно открытым источникам дальность полёта ракеты до 10 км. Кроме того, она наводится лазерным лучом, т.е до момента поражения цели необходимо зависание вертолёта, что делает его «жирной целью» для вражеского оператора БПЛА.
А вот новость из другой реальности: российский FPV-дрон «Бумеранг-10» достиг максимальной дальности полёта 57 км (). Кроме того, он может оснащаться моделью ИИ, позволяющей управлять несколькими дронами одновременно, а также использовать автопилот – оператору остаётся только принимать решение. В результате его могут эксплуатировать даже люди с небольшим или практически нулевым опытом пилотирования БПЛА.
Из тех же открытых источников (точные данные засекречены) стоимость одной ракеты «Вихрь-1» – 6 млн рублей (в два раза больше чем барражирующий боеприпас «Ланцет»), а дрона«Бумеранг-10» и аналогичных – не более 100 тыс. рублей. Последний может нести и кумулятивный, и термобарический заряды на гораздо большее расстояние и с более высокой точностью поражать цели.
Понятно, что гособоронзаказ на эти системы был сделан, вероятно, ещё пару лет назад, когда они хоть как-то были актуальны. Теперь же, рассказывать, что ракета, которая летит на 10 км и просто не позволяет вертолёту запускать её с безопасного расстояния, сделаны с учётом потребностей СВО, как минимум лукавство.
Это хороший пример того, над чем реально нужно срочно работать – гибкость системы закупок и скорость внедрения в войска военной продукции.
Ранее, мы рассуждали о переосмыслении использования платформы боевых вертолётов в новых условиях. Наши противники уже плотно занимаются этим вопросом: в США создали реактивную ракету-дрон Barracuda-100M, которая может применяться с вертолётов AH-64D Apache и самолётов и поражать цели на дальности 100 км.
Тот же концерн «Калашникова» имеет отличные передовые беспилотные технологии (Zala, Lancet), которые при доработке вполне реально интегрировать в вертолёты, повысив их боевые возможности и безопасность экипажа.







































