#Дата
28 ноября 1989 года — состоялось официальное принятие в эксплуатацию РВСН СССР боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец».
Для российской оборонной промышленности и ВПК этот проект был очень ответственным. Принятие в эксплуатацию и заступление на боевое дежурство БЖРК «Молодец» существенно укрепило обороноспособность страны, а также в очередной раз доказало научный и производственный потенциал России. Тактико-технические характеристики новой системы были таковы, что в плане ядерного сдерживания укрепляли мощный ядерный щит страны и делали для потенциального агрессора неизбежным массированный сокрушающий ответный удар. С появлением ракетного оружия одновременно решался вопрос о его размещении и доставке к цели. Так само по себе ракетное ядерное оружие стратегического назначения получило три вида размещения: наземное, морское и авиационное. Носителями авиационного стратегического ракетного ядерного оружия стали стратегические бомбардировщики, морского – атомные ракетные подводные лодки (крейсера) стратегического назначения. Наземное размещение в РВСН разделилось на шахтное и мобильное. Каждый вид обладает своими преимуществами и недостатками, взаимно компенсируя и дополняя друг друга. Все существовавшие и ныне стоящие на вооружении РВСН мобильные ракетные комплексы используют в качестве базы многоосные тягачи. Однако, начиная с 1960-х годов, в СССР и США велись разработки мобильных комплексов стратегических ракет на железнодорожной базе. Единственным в мире воплощённым проектом стал советский БЖРК «Молодец». Комплекс иногда именуется иначе, как «поезд-призрак». БЖРК «Молодец» получил индекс 15П961, а литерно-цифровое название – от ракеты, используемой в нём (РТ-23 УТТХ). В НАТО все советские и российские системы классифицируют по своей системе. БЖРК «Молодец» в НАТО получил наименование СС-24 «Скальпель». Размещение стратегических ракетных комплексов на железнодорожной базе открывало новые перспективы для российских РВСН. Новый комплекс обладал высокими характеристиками скрытности, а также позволял осуществлять переброску на расстояние около 1000 км в сутки, теряясь для средств разведки противника среди подвижного железнодорожного состава на железнодорожных транспортных магистралях страны. Комплекс был создан в КБ «Южное» под руководством конструктора А.Ф. Уткина, а ракета для него разработана братом Алексея Фёдоровича – Владимиром Фёдоровичем Уткиным. Проект был уникальным практически во всём, начиная с ракеты РТ-23УТТХ и заканчивая технологиями, использованными при строительстве подвижного состава для комплекса. Заступившие на боевое дежурство 12 БЖРК могли осуществить запуск межконтинентальных баллистических ракет с любой точки по маршруту своего следования, хотя вес состава вынуждал проводить укрепление железнодорожного полотна на таких маршрутах. БЖРК несли боевое дежурство с 1987 по 1994 годы, после чего постепенно были выведены из эксплуатации и уничтожены, за исключением двух единиц, переданных в музеи. Один из таких комплексов можно увидеть в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.










































