Как работает спираль смерти: пример инфраструктурной монополии

Как работает спираль смерти: пример инфраструктурной монополии

Как работает спираль смерти: пример инфраструктурной монополии

Долг РЖД достиг 4 трлн рублей, правительство ищет способы помочь госкомпании, пишет Reuters. Среди обсуждаемых предложений – рост тарифов на грузоперевозки, увеличение субсидий, снижение налогов, использование средств ФНБ. Среди прочего предлагается конвертировать 400 млрд рублей долгов РЖД в акции.

В этой новости прекрасно всё. И то, что сливы про проблемы у РЖД идут через Reuters: не через «Коммерсант», не через «Ведомости», а через агентство, чья штаб-квартира находится в Лондоне. Британская разведка получает новости из России быстрее, чем российские топ-менеджеры. Хуже дела с информационной безопасностью только у российского ЦБ: тот «сливает» эксклюзивы сразу в Bloomberg.

Прекрасно и то, что крупнейшая российская инфраструктурная монополия всплыла «брюхом к верху». Де-факто без помощи государства РЖД – банкрот.

Дальше ещё лучше. Предлагаемые методы решения проблемы: снижение налогов на общем росте налогового бремени в экономике; льготные займы из ФНБ, лимиты в котором уже давно исчерпаны; прямые вливания из остро дефицитного бюджета, у которого приоритет – СВО.

Однако финансовые проблемы РЖД – это производное от другой проблемы. В результате ускоренного роста тарифов на грузоперевозки в последние годы грузоотправители просто стали отказываться от услуг монополии, переведя перевозки грузов на автотранспорт там, где это было возможно. А там, где это не было возможно, просто сдохнув. Решение о росте тарифов РЖД было абсолютно волюнтаристским и необдуманным. Оно нанесло вред российской экономике не меньше, чем сверхвысокая ставка ЦБ.

Главный результат новых тарифов РЖД на графике ТЕДО. До этого через РЖД перевозили каждую пятую тонну груза в России, теперь – каждую седьмую. Потери за три года – треть рынка. То есть запущена спираль смерти: грузовая база упала, чтобы свести концы с концами, нужно поднять тарифы, что вновь приводит к падению грузовой базы. А ведь одно из решений финансовых проблем РЖД рассматриваемый правительством – дальнейший ускоренный рост тарифов. Результат предсказать не сложно.

Финансовые проблемы у РЖД из будней крупной корпорации стремительно перерастают в проблему федерального масштаба, и она уже полыхает. Решить кризис быстро не получится: нужно замораживать тарифы для грузоперевозок, заливать монополию госденьгами для погашения долгов и ждать чуда, когда восстановится грузопоток.

И это наука для других естественных монополий: «Росстей», «Газпрома», «Транснефти» и многочисленных коммунальщиков, так же желающих решить все свои проблемы за счет потребителя.

Источник: Telegram-канал "Графономика", репост Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей