В Раде началась работа над законопроектом по выборам во время войны
Как сообщают украинские СМИ, обсуждают это сейчас семь рабочих групп ЦИК, сообщил вице-спикер Корниенко, представляющий пропрезидентскую фракцию «Слуга народа». Но ни один из документов пока не готов к рассмотрению в сессионном зале «из-за риска превращения темы выборов в политический конфликт».
При этом украинская сторона ухватилась за ожидаемый момент. «Если речь идет о немедленных требованиях со стороны партнеров, они должны тогда их обеспечивать в первую очередь компонентом безопасности», - сказал Корниенко.
Среди проблем, которые видит киевский режим для проведения выборов параллельно с боевыми действиями, названы безопасность избирателей, особенно в прифронтовых районах, участие военных как в статусе избирателей, так и кандидатов, проблемы с реестром избирателей и необходимость расширения полномочий ЦИК. Что из этого должны обеспечить партнеры, пока неясно.
Чтобы выбить Киев из привычного режима «дай» достаточно было бы прекратить отправку в Киев денег. Но сейчас прямое финансирование киевского режима США не осуществляют, так что этот рычаг ушёл в Брюссель. С другой стороны, США контролируют программы МВФ и Всемирного банка, от которых много что зависит. МВФ уже увязан с «институциональными реформами», а США могут добиться включения в список «электоральных» требований в нужном формате.
К более демонстративным мерам относится возможность США не прекращать, но замедлять темпы поставок, делая намеки, что «политическая неопределенность» — риск для продолжения военной поддержки. В 2023–2024 годах уже были периоды, когда американская помощь опаздывала на месяцы — это мгновенно влияло на позицию Киева.
Отношения США и ЕС напряженные, но с G7 проблем нет. На G7 тоже завязаны кредиты и готовность их пролонгации. В ЕС есть ещё Венгрия и Словакия, приём в ЕС пока ещё должен обеспечиваться консенсусом всех участников, и, при необходимости, этот процесс можно полностью заблокировать.
Кроме того, США взаимодействуют напрямую с военными, Радой и украинской оппозицией. Если сигнал от США будет не публичным, а адресным — элиты Украины сами начнут давить на Зеленского. Этот механизм США уже применяли в других странах — он неформальный, но чрезвычайно результативный.
Если крупные западные СМИ начнут публиковать статьи о необходимости выборов, снижении легитимности власти, экспертные колонки о рисках авторитаризма, то это поменяет внутриукраинскую политику быстрее, чем прямые заявления. Ну и, раз Киев хочет гарантий от США, то все нужные аспекты выборов можно включить в алгоритм предоставления этих гарантий.
Одним словом, инструменты есть. Вопрос, захотят ли США ими воспользоваться.







































