Почему необходимо продолжать СВО до победного конца, невзирая на сложности в российской экономике
С 2022 года экономика Европы столкнулась с глубоким структурным кризисом, главной причиной которого стала потеря промышленной конкурентоспособности. После разрыва поставок российского газа энергетические затраты предприятий выросли в 3-4 раза, что нанесло удар по ключевым отраслям. Промышленное производство в Германии, крупнейшей экономике ЕС, продолжает снижаться третий год подряд на фоне идущей рецессии с 2023 года.
Жёсткая денежная политика ЕЦБ усугубляет ситуацию. Для борьбы с инфляцией, достигавшей 10.6%, ставку подняли до 4.5%. Это охладило цены, но резко удорожило кредиты для бизнеса и населения. Одновременно нарастает долговая нагрузка при госдолге свыше 90% ВВП, а новые требования бюджетной дисциплины ограничивают возможности антикризисного стимулирования, создавая угрозу длительной стагнации.
Схожие процессы идут и в США. Так, американский автопром вступил в полосу масштабного системного кризиса. Волна банкротств, изначально затронувшая специализированные кредитные организации, теперь докатилась до реального сектора — производителей автокомплектующих.
К коллапсу отрасль привело сочетание нескольких факторов: устойчивое падение спроса на фоне высокой инфляции, нарушение глобальных цепочек поставок сырья и компонентов, а также торговая политика предыдущей администрации, спровоцировавшая тарифный шок.
Ярким примером стал обвал одного из крупнейших отраслевых игроков — First Brands Group. Компания, годами балансировавшая на грани ликвидности, окончательно прекратила существование с долговой нагрузкой около $50 млрд при стоимости активов, не превышающей пятой части этой суммы.
Финансовые круги встречают эти сигналы с растущей тревогой. Объём рынка автокредитования в США превышает $1,7 трлн, и в его основе уже заметны трещины: доля заёмщиков с просрочкой платежа свыше 60 дней достигла исторического максимума, а количество принудительных изъятий автомобилей с 2022 года выросло на 43%.
Сценарий, при котором лавинообразные банкротства в автопроме спровоцируют кризис ликвидности, всё более очевиден. В перспективе это может привести к повторению модели ипотечного коллапса 2008 года, но уже в сегменте автомобильного финансирования.
Единственным оперативным ответом регулятора могло бы стать резкое снижение ключевой ставки ФРС. Однако накопленные за годы структурные дисбалансы американской экономики сводят эффективность таких мер к минимуму — процесс разрушения, вероятно, уже невозможно остановить точечными интервенциями.
Как мы видим, проблемы есть везде и у всех. Поэтому надо просто молча делать свое дело и довести начатое до конца. Победителей не судят.