Юрий Баранчик: Казахстан и пределы стратегического партнерства

Юрий Баранчик
Юрий Баранчик - Политолог, эксперт по белорусско-российским отношениям, мировой геополитике
Юрий Баранчик: Казахстан и пределы стратегического партнерства

Казахстан и пределы стратегического партнерства. Часть вторая

Русский язык, миграция, трудовые связи, историческая общность, медийное пространство – всё это создаёт интенсивность, которая не отражается прямо в цифрах торговли, но задаёт плотную «сетку» контактов.

С другой стороны, «китаизация» Казахстана выглядит неминуемой. Казахстан – ключевая страна для сухопутного маршрута КНР–Европа, более 70% китайских инвестиций в Центральную Азию с 2013 г. приходилось на Казахстан. Узел Хоргос и СЭЗ «Khorgos – Eastern Gate» позиционируются как крупнейший логистический и индустриальный хаб на границе с КНР, с планами инвестиций в $1 млрд до 2035 г.

Китай активно заходит в металлы и критические ресурсы: медь, алюминий, литий, вольфрам, золото. В рамках China–Central Asia Summit Пекин прямо фиксирует Казахстан как «ключевого экономического и торгового партнёра», с рекордным товарооборотом и расширением культурно-образовательных связей (университеты, институты, туризм).

Торговля растёт двузначными темпами, Китай закрепился как №1 по товарообороту, причём не только как покупатель сырья, но и как поставщик сложной техники, автомобилей, электроники.

Через 10-15 лет Китай с высокой вероятностью будет главным торговым партнером и инвестором в новые отрасли Казахстана (инфраструктура, минералы, ВИЭ, часть атома). Россия же – ключевой партнёр по традиционной энергетике, транзиту и атомной генерации, но под постоянным контролем рисков санкций и политической токсичности.

Если хотим удержаться в Казахстане, то нужно очень сильно думать. Денег у Китая больше, а с учетом интересов в Центральной Азии США, Британии и ЕС (а также Турции), «в лоб» мы эту конкуренцию не выдержим. И тут дело не в некоей природной русофобии Казахстана (хотя её тоже старательно разжигают), а в дефиците интеграционных бонусов и проектов, которыми можно оперировать.

Пока мы не перейдем на новый технологический уклад, что подразумевает трансформацию нашей собственной экономики, а значит – управленческой логики, нам в отношениях с Казахстаном придется выезжать на ресурсах (пока не появится альтернативы) и на апелляциях к общему советскому прошлому (про которое помнят всё меньше, в том числе благодаря и нашим внутренним стараниям тоже).

Подписанный договор о стратегическом партнерстве России и Казахстана не нужно воспринимать как нечто эксклюзивное. Таких стратегических партнеров у Казахстана, только по документам, кроме нас минимум два: Китай и США. Проще говоря, издержки многополярного мира, который мы строим. Хотим быть в этой многополярности симпатичным полюсом - это не так просто.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей