Афтершоки после схватки «гигантов» продолжают трясти публичное поле России. Напомню, что совсем недавно мы стали свидетелем настоящей войны между банками и маркетплейсами. Целью атаки банков на МП, прикрытой трескучими лозунгами и агитками (всё, как они любят), на самом деле явилось ограничение возможностей МП в конкурентной борьбе, с последующим снижением реальных доходов и покупательной способности простых граждан. Об этом писали многие, и я в том числе, например, тут и тут.
Недавно банки получили совершенно заслуженный ответный удар. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин внёс интересное предложение в обращении к госпоже Набиуллиной: ограничить возможности банков получать прибыль за счёт эквайринга.
Напомню, что банк имеет свой процент от каждой сделки купли-продажи, осуществляемой посредством выпущенной им карты (кредитной или дебетовой) либо с использованием его платёжных систем (терминалов и пр.). Ныне взимаемый при такой сделке в качестве банковской комиссии процент достигает 2.5-3%.
Делягин, опирающийся на мнение аналитиков, заявил, что по итогу 2025 года такие комиссионные поступления банкам превысят 500млрд рублей. Это, на секундочку, 0.25% ВВП. И чуть меньше половины от прибыли 2023 года всего сегмента МСП, составившей 1,3 трлн руб. Вот так вот. Просто. Из воздуха. Потому как где-то стоит твой терминал. Или кто-то, не имея альтернативы, использует платёжную карту банка. И после этого банки еще в чем-то кого-то обвиняют!
Стыдливо умолчим про кредитно-долговую кабалу и пр., о чём тоже неоднократно писано. Ибо тут речь не об этом, а о том, что Делягин предложил снизить комиссию эквайринга до 0.7%.
Как по мне – очень и очень справедливо. Ибо высокий процент комиссионных сборов в рамках эквайринга имеет ряд негативных последствий. К основным можно отнести, например, уход торговых операций в теневую область. Помните, те самые расчёты наличными или перевод продавцу по номеру телефона?
Ещё одним негативным моментом является выкачивание средств у малых и средних предприятий. Между тем, отданные практически ни за что банку деньги, представители МСП могли бы использовать на развитие бизнеса, повышение зарплат работникам и внедрением собственных программ лояльности (бонусных и скидочных карт, например), существенно снижающих розничные цены на предлагаемый ими товар.
Самое интересное, что предложение депутата Делягина не является лоббированием «хотелок» тех же маркетплейсов или представителей МСП, как это мы наблюдали в требованиях банков, направленных на обеспечение себе конкурентных преимуществ.
Напротив, всё в русле реализации Указа президента РФ об обеспечении в период до 2030 года реального роста дохода на одного работника субъекта МСП, который должен быть в 1,2 раза выше, чем рост ВВП.



















































